Памятник Михаилу Лермонтову в сквере на улице Лермонтова неспроста служит отправной точкой для большинства экскурсий по городу. Здесь, у подножия Гучтау, «горы, дающей исцеление» (так называли в то время гору Железную), в 1810 году открыли два источника, тёплый и холодный. Долгое время у них не было собственных имён, только номера — № 1 и № 2. Первое время отдыхающие останавливались на лечение рядом с источниками в войлочных кибитках. Позже здесь проложили первую улицу города.
Тёплый источник со временем иссяк, а холодный используют до сих пор. В 1960-е годы его назвали Лермонтовским. Идею предложил лермонтовед, писатель Ираклий Андроников.
Лермонтовским назван и терренкур вокруг Железной горы. На всем его протяжении, через каждые 200 метров, установлены указатели с пройденным расстоянием. Каждый посвящен произведению поэта.
Ещё одно лермонтовское место — подворье Карповых на улице Семашко. Здесь стоит дом, в котором поэт провёл последнюю ночь перед дуэлью с Николаем Мартыновым. На фасаде закреплена мемориальная доска.
Памятник Михаилу Лермонтову располагается на необычном постаменте. Каменная глыба, на которой стоит поэт, имитирует скалу, с которой он любуется Кавказом.
Изначально памятник отливал для Москвы известный скульптор Леонид Тазьба. Его хотели установить на площади Красные Ворота, рядом с местом, где поэт родился, но выбрали работу Исаака Бродского. Непригодившийся монумент хранился на складе в Мытищах, а в 1988 году «переехал» на курорт.
На выходе из сквера в сторону парка стоит бывшая грязелечебница 1914 года. Сейчас в здании находится медицинская лаборатория.
Напротив — храм Покрова Пресвятой Богородицы. Но некоторые старожилы помнят, что изначально здесь была водолечебница, построенная по проекту архитектора Андрея Кузнецова. У этого здания необычная форма — каскад из трёх ярусов, который венчал купол. Храм здесь открыли в 1996 году, к тому времени медучреждение уже не функционировало.
Рядом с бывшей грязелечебницей располагалась дореволюционная администрация курорта, она тогда называлась «Контора группы». Учреждение помещалось в двухэтажном здании 1900 года, сохранившемся частично.
На первом этаже были кабинеты директора и врача, а также небольшое отделение почты. В учреждении регистрировали туристов — выдавали им сезонный билет. Курортный сезон длился с мая по сентябрь.
«Три рубля платили за человека. Это были большие деньги, крестьянская лошадь тогда стоила 6 рублей. Ориентировались на богатых дворян, объезжавших курорты по очереди. Те начинали с Пятигорска — там жили месяц, затем приезжали в Железноводск и заканчивали Кисловодском»,
— рассказала научный сотрудник Железноводского краеведческого музея Галина Быстрицкая.
До 1860-х годов курортники пили немыслимые объёмы минеральной воды — десятки стаканов в день. Нередко это приводило к желчекаменной болезни, поэтому врач Семён Смирнов, став директором Управления курортов КМВ, распорядился, чтобы посетители выпивали не больше трёх стаканов в день и лечились так не дольше месяца.
Сейчас в здании бывшей администрации курорта работает гостиница.
Напротив неё — краеведческий музей, который изначально был гостевым домом. Его построили в 1870–80-е годы по проекту Николая Невинского — главного архитектора КМВ. На двух этажах размещались комнаты, которые сдавались в наём. После революции 1917 года здание национализировали. Здесь размещались в разные годы банк, коммунальные квартиры, военкомат, библиотека. При военкомате была парикмахерская, где брили добровольцев, уходивших на фронт. Из неё в экспозицию музея попали машинки для стрижки волос.
Железноводский курортный парк и сегодня притягивает отдыхающих своей безмятежной красотой, бюветами и удобством. А появился он почти 200 лет назад — в 1825 году под него размежевали лес у подножия горы Железной. В 1830-е годы тут уже прогуливалось «водяное общество».
Изначально парк окружала высокая ограда, а на входе дежурили крепкие мужчины, следившие, чтобы на территорию попадала только трезвая и хорошо одетая публика. Посетители предъявляли свои сезонные билеты. Ограда защищала и от домашней скотины — до начала ХХ века Железноводск был, по сути, деревней.
«Во второй половине XIX века в парке появилась Музыкантская беседка, украшенная лирами. В сезон там утром и вечером играл оркестр. В ней очень хорошая акустика. Здесь пел однажды Фёдор Шаляпин. По слухам, когда он прогуливался по паркам в Кисловодске или Железноводске и видел побирающихся, то не проходил мимо, а вставал рядом и пел, собирая так деньги для нищих»,
— рассказала Галина Быстрицкая.
У входа в лечебный парк над деревьями возвышается сказочное здание в восточном стиле. Это — дворец эмира Бухарского. Предпоследний представитель тюркско-монгольской династии Мангытов Сеид Абдулла-хан дружил с семьёй русского императора, и потому часто приезжал в Россию. В знак тёплых отношений Романовы подарили правителю Узбекистана небольшой участок в Железноводске, где в 1907 году тот начал возводить скромный дворец для летнего отдыха.
Однако до окончания работ пожилой эмир не дожил, их продолжил его сын Сеид Алим-хан. В 1912 году дворец-дачу достроили.
На здании возвели башенку-минарет. Эмир собирался привезти сюда муллу, чтобы он созывал верующих на молитвы. Кирпичное здание, стоящее позади дворца, ранее соединялось с ним деревянным мостиком и предназначалось для гарема.
Во время стройки здесь погиб рабочий. Суеверный молодой эмир счёл это плохим знаком и поспешил избавиться от дворца: передал его Мариинскому ведомству — благотворительному учреждению императрицы Марии Фёдоровны в честь трёхсотлетия царствования дома Романовых. В здании открыли благотворительный женский санаторий.
После революции дворец тоже был санаторием, назывался он «Ударник». Там отдыхала Клара Цеткин, о чём сообщает мемориальная табличка. В военные годы здание превратили в эвакогоспиталь, а после — в административный корпус санатория имени Эрнста Тельмана. Сейчас старинное здание в аренде у предпринимателя, его реставрируют, чтобы открыть гостиницу.
Пушкинскую галерею построили в 1902 году для культурного досуга. Назвали Пушкинской — в честь пребывания поэта на курорте в 1820 году. Левое крыло галереи предназначалось для летнего театра, правое представляло прогулочный зал с удобными скамейками и мягкой мебелью. Сюда подвели воду из источников № 1 и № 2.
В советское время Пушкинская галерея оставалась местом культурного отдыха. А когда началась Великая Отечественная война, здесь устраивали выступления для раненых.
В послевоенные годы в Железноводск приезжали многие артисты. На сцене Пушкинской галереи давал «сеансы гипноза» артист Вольф Мессинг, выступали молодые и ещё никому не известные Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Игорь Тальков. Выставки, концерты и спектакли проводят здесь и сегодня.
На центральной аллее парка стоит изящный павильон в классическом стиле. Это — бювет знаменитой на всю Россию минеральной воды «Славяновской». Она стала доступной отдыхающим благодаря гидрогеологу Николаю Славянову. Источник сильно опресняли грунтовые воды, и в успех начинаний Славянова никто не верил, потому власти не выделили средств на эту идею. Тогда в 1914 году инженер на собственные деньги нанял рабочих и вместе с ними разработал источник, впервые применив метод глубокого бурения.
Здание бювета возвёл в 1916 году архитектор А. М. Модель. Позднее похожие павильоны появились на каждом источнике Железноводска.
«Когда директором Кавминвод был доктор Семён Смирнов, над источниками построили колодцы, и у них дежурил персонал — источницы. Это опрятно одетые девушки из казачьих семей возрастом 15-16 лет. Они стояли рядом с источником, улыбались гостям и наливали воду. Поверх платья они носили белоснежный накрахмаленный фартук, а на голове — кружевной чепец»,
— рассказала научный сотрудник Галина Быстрицкая.
На месте Смирновского источника, названного в честь доктора Семёна Смирнова, в XIX веке было горячее минеральное озеро, по берегам которого выступала иловая грязь. За обилие ила его прозвали Грязнушкой.
Став директором Кавминвод, Смирнов распорядился расчистить местность. На дне Грязнушки рабочие обнаружили предметы быта бронзового века: осколки посуды, медные украшения, древние черпаки. Вероятно, народы, жившие здесь в те давние времена, знали о пользе минеральной воды.
Источник, питавший Грязнушку, облагородили, а над ним построили колодец. Современный бювет появился в 1930-е годы. Тогда же построили верхнюю часть Каскадной лестницы. Изначально она была предназначена для отвода отработанной воды по желобкам, а в послевоенные годы её украсили скульптурами и фонтанами.
Железноводск растёт и становится комфортнее. Каскадная лестница протянулась до самого Курортного озера — самого популярного водоёма на КМВ, и теперь её видно даже из космоса. На лестнице установили памятник Фёдору Гаазу — первооткрывателю железноводских источников, открыли бювет-книгу с минеральной водой ессентукского типа, построили фонтаны.
Стремясь к популярности, здесь всё так же трепетно относятся к историческому наследию. В Курортном парке благоустроены тематические терренкуры — в честь Александра Пушкина, ветеранов Великой Отечественной войны и медиков, работавших в военных госпиталях и в «красной зоне» во время пандемии коронавируса. Запланирована реконструкция исторического павильона Мариинского источника, редкого для Северного Кавказа памятника деревянного зодчества. Идут сложные реставрационные работы в здании знаменитых Островских ванн. Всё для того, чтобы живописными достопримечательностями любовалось не одно поколение.