Скромный одноэтажный дом, стоящий недалеко от перекрёстка проспекта Свободы и Шоссейной улицы, некогда был известен на всю Россию. Появился он в те годы, когда посёлок Иноземцево ещё был колонией Каррас. Основали её, кстати, в 1802 году — на год раньше Кисловодска и декрета Александра I о создании курортов КМВ.
Когда популярность курортов начала расти, один из колонистов — Иоганн Готлиб Рошке — открыл в Каррасе первую гостиницу с ресторанчиком и фруктовым садом. Здесь можно было вкусно и сытно отобедать, выпить чашечку кофе, горячего шоколада или домашнего вина. Вскоре молва о вкусных обедах у Рошке достигла всех курортов, место стало популярным.
Сюда наведывался великий поэт и писатель Михаил Лермонтов — в доме Рошке он провёл последние часы своей жизни перед тем, как отправиться на дуэль. Бывал здесь неоднократно с семьёй генерала Николая Раевского Александр Пушкин, гостил известный кабардинский просветитель Шора Ногмов, наезжали архитекторы братья Бернардацци, поэт-декабрист Александр Бестужев-Марлинский, литературный критик Виссарион Белинский. В день своего 25-летия Лев Толстой отдыхал в летнем саду этого дома.
«Здесь любили бывать исследователи вод Фёдор Баталин и Семён Смирнов. Писатели, художники, композиторы, учёные, военные — цвет России XIX века, составлявшие «водяное общество», считали за правило бывать на прогулке в колонии Каррас, в кофейне немца-колониста»,
— пишет в журнале «Наследие народов Российской Федерации» кандидат исторических наук Лидия Ивановна Краснокутская.
Иоганна Рошке за особые заслуги по обслуживанию курортников наградили императорской серебряной медалью «За усердие». Почти полвека работала кофейня, но после смерти предпринимателя закрылась навсегда — его сыновья и зятья предпочли земледелие сфере гостеприимства.
На долгие годы забыли о доме Рошке. Лишь в 1940-е годы после долгих поисков и сопоставлений его обнаружила старший научный сотрудник домика-музея Лермонтова Вера Симанская.
Недавно здание отреставрировали, и к 2025 году там планируют открыть музей и кофейню, в которой будут подавать любимые десерты поэта.
На улице Колхозной стоит большое здание — бывшая немецкая кирха, единственная более-менее сохранившаяся на КМВ. Сейчас в ней находится ДК «Машук».
В 1835 году рядом с Каррасом немцы основали Николаевскую колонию. Они построили себе небольшой молитвенный дом. В 1895 году, когда помещение уже не вмещало всех прихожан, жители решили возвести новую церковь на 500 посадочных мест.
На строительство собрали пожертвования, заработок от ренты и добычи камня. Чтобы сэкономить, жители сами работали в каменоломнях, обтёсывали камень, готовили известь. Но денег всё равно не хватило, и тогда в 1903 году пятигорский архитектор Сергей Ильич Гущин подготовил проект подешевле. Его и утвердили.
Строительство кирхи завершили в 1906 году. Службы в ней проводились 16 раз в году причтом из Пятигорской главной лютеранской церкви.
«Церковь на высоком основании была ориентирована по православной традиции. Главный вход с небольшим порталом находился с запада, а алтарная часть — с востока. В верхней части каменных стен был сделан аркатурный кирпичный пояс, который приподнял высокую двухскатную кровлю церкви. Над входным притвором была сооружена прямоугольная деревянная колокольня с высоким шпилем. Южный и северный фасады с контрфорсами имели девять больших стрельчатых окон, украшенных массверком с цветными стёклами»,
— пишет краевед Сергей Боглачёв.
В 1934 году храм переделали в сельский клуб. Окна заложили кирпичом, церковный зал переоборудовали в кинозал со сценой. После Великой Отечественной войны во время капитального ремонта разобрали колокольню.
К 200-летию посёлка Иноземцево здание отремонтировали и перепланировали. Новый фасад с большим фронтоном, широкой лестницей и террасой стал главным. Первоначальный псевдоготический стиль сохранили восточный и южный фасады.
Железнодорожная станция в посёлке своим появлением обязана управляющему Владикавказской железной дороги Ивану Иноземцеву. В 1890 году он представил правительству проект железной дороги от Минвод до Кисловодска через станцию Бештау в Железноводске, Каррас, Пятигорск и Ессентуки. Проект предусматривал комфортные пассажирские здания, а на станции Каррас — ещё и жилой дом для служащих.
Считается, что автором проекта был инженер Николай Эдуардович Кордес, который участвовал в возведении нескольких сооружений на Минераловодской ветви.
Одноэтажное здание построено на высоком фундаменте в эклектическом «кирпичном» стиле с элементами классицизма. Его фасады ассиметричны — на теневом северном торце предусмотрены окна, а с юга — лишь глухая стена и вход-портик с крутой лестницей. Над южным входом была укреплена надпись «Каррас».
«Внутри здания размещались контора начальника станции, телеграфное отделение, билетная касса и зал ожидания с отопительными печами. К платформе был обращён выступающий входной ризалит здания, который соединялся мостиком с низкой пассажирской платформой, огороженной чугунной решёткой и укрытой от непогоды длинным навесом на высоких чугунных столбах»,
— пишет Сергей Боглачёв в книге «У Бештовых гор».
В 1914 году в память об Иване Иноземцеве станцию Каррас переименовали в Иноземцево, о чём свидетельствует мемориальная доска, установленная на входе в здание. Позже в честь выдающегося железнодорожника назвали и сам посёлок. Ну а здание вокзала сохранилось почти без изменений и продолжает по сей день служить людям.
К западу от железнодорожной станции стоит небольшое здание, привлекающее внимание своей необычной архитектурой. Местные жители знают, что в подвальном помещении этого здания некогда был погребён управляющий Владикавказской дорогой Иван Иноземцев.
Иван Дмитриевич тяжело болел и лечился в Москве. Там в ноябре 1913 года он умер, его похоронили на знаменитом Новодевичьем кладбище. Весной 1914 года его жена Мария Карловна задумала перевезти прах мужа в Каррас и похоронить в часовне, которую вознамерилась возвести за свой счёт недалеко от их особняка. Благочинный Пятигорского собора отец Василий Жуков рассказал ей, что православные жители Карраса давно нуждаются в молитвенном доме. Вдова решила сделать богоугодное дело — построить небольшую церковь, а под ней разместить фамильный склеп.
Для храма выбрали тихое зелёное место рядом со станцией, часть расходов взяло на себя Управление Владикавказской железной дороги. Останки Ивана Дмитриевича отправили в последнюю поездку по железной дороге. 6 октября металлический гроб доставили на станцию Каррас, на следующий день состоялось погребение, а строительство церкви из-за войны затянулось до января 1916 года.
Первый православный храм был освящен в присутствии местных православных верующих и членов семьи Иноземцевых во имя Святого Иоанна Крестителя. Он расположился в саду, среди деревьев. Со стороны железной дороги к нему вели деревянный мост и каменная лестница. Здание выстроили из жёлтого кирпича и оформили в русско-византийском стиле. На западе был притвор с «красными вратами», украшенными кокошником. На востоке находилась алтарная часть, а по середине располагался восьмиугольный зал.
«В верхней части фасада притвора оставили место для образа Иоанна Крестителя. Средняя часть храма с высокими оконными проёмами, украшенными колоннами с кокошником, имела покатую железную крышу с большим крестом на «яблоке». Внутри молитвенного дома находилось небольшое алтарное помещение, скромный иконостас с главным, каноническим образом святого Иоанна Крестителя, перед которым горела «неугасимая лампада», и несколькими иконами»,
— рассказывает Сергей Боглачёв.
Службы в этом храме продолжались недолго — революционные события и гражданская война усложнили их проведение. Здание заперли, а в 1930-е годы приспособили под складское помещение.
В склепе, кроме самого Ивана Дмитриевича, были похоронены его супруга, младший сын Иван Иванович и супруг дочери Марии Ивановны. Усыпальница часто страдала от рук вандалов, искавших драгоценности, поэтому власти решили перезахоронить семью на кладбище, где их могилы и находятся по сей день.
Бывший храм тем временем приходил в упадок и совсем разрушился бы, но в конце XX века его перепланировали в жилой дом. После капремонта там поселили семью одного из служащих железной дороги, и по сей день в этом здании живут люди.
К востоку от озера Каррас и федеральной трассы Р-217 находится Баталинский заказник. В нём выходит на поверхность одноимённый источник. Воды его богаты серно-кислым магнием и серно-кислым натрием, они горько-солёные на вкус и оказывают слабительное действие.
Предполагается, что источник открыл доктор Фёдор Конради, который лечил местных жителей, а описал его уже московский естествоиспытатель Фёдор Баталин.
«Летом 1856 года Фёдор Баталин посетил Пятигорье. Он занимался подробным описанием КМВ и минеральных источников. Во время посещения колонии Каррас учёный узнал от местных жителей о горько-солёном роднике в трёх верстах от колонии, на их надельной земле. Он обследовал и описал родник горькой воды»,
— пишет в своей книге «Иноземцы у Бештовых гор» краевед Сергей Боглачёв.
В следующий раз Баталинский источник исследовали в 1874 году, когда на КМВ пригласили французского горного инженера Жан-Жюля Франсуа де Нёфшато. Вместе с сыном, тоже инженером, он должен был изучить минеральные воды и создать проекты обустройства источников. Инженер назвал источник Терезой в честь своей жены и включил в список лечебных вод КМВ.
В годы Великой Отечественной войны, накануне немецкой оккупации, бювет Баталинского источника, всё оборудование и каптаж разрушили, чтобы захватчики не смогли воспользоваться природными богатствами. Позже всё восстановили, и вода ещё долго использовалась для лечения эндокринологических заболеваний.
Сегодня источник законсервирован. Как сообщили в администрации Железноводска, пока его не планируют использовать. Зато туристы могут прогуляться по заказнику и увидеть дом Фёдора Баталина. Экскурсии бесплатны, но, поскольку заказник входит в природоохранную зону, необходимо заранее договориться со смотрителем.