чт, 21 нояб.
09:47
+1 °С, облачно

Как подготовить первоклашку к школе: советы психологов и педагогов на КМВ

16 августа , 11:40ОбществоФото: ИА «Победа26»

Август — напряжённое время для родителей первоклассников. Будущим школьникам необходимо приобрести форму и канцелярские принадлежности, учебные материалы, сменку и множество важных мелочей. Но не менее значимо позаботиться и о психике будущих учеников. Как адаптировать вчерашнего детсадовца к новым условиям, узнала корреспондент «Портала Железноводска».

Адаптация до занятий

Школьные психологи рекомендуют заранее начать готовить ребенка к первому сентября, чтобы он влился в учебу без стресса.

Первое, что необходимо сделать — скорректировать режим дня, чтобы он максимально приблизился к школьному. Постепенно сдвигать время отхода ко сну и пробуждения на 20-30 минут, пока ребенок не войдет в школьный режим: отбой — в 22:00, пробуждение — в 7:00.

Также стоит начать развивать у ребенка навыки планирования и самоорганизации. Потренируйтесь вместе с чадом собирать портфель, готовить сменку, составьте распорядок дня вместе. Учите разбивать большую задачу на мелкие, составляйте списки, это поможет справляться с рутинными задачами проще и быстрее.

«Я бы рекомендовала родителям будущих первоклассников, чтобы дети посещали подготовительные занятия при той школе, в которой планируют обучаться. Таким образом, ребенок знакомится со школой, с учителями и одноклассниками. Школа становится знакомым местом, а значит, процесс адаптации пройдет намного проще, чем, если бы он в первый раз пришел в школу в сентябре»,

— рассказывает преподаватель английского языка, психолог Иноземцевской средней школы № 4 имени А. М. Клинового Марина Цараева.

Если у родителей нет возможности водить ребенка на подготовительные курсы, всё равно стоит заранее познакомить его со школой. Например, при подаче заявления взять ребёнка с собой.

Не менее важно развивать самоконтроль у будущего первоклашки, учить его управлять своими эмоциями и поступками, просить помощи. Тогда ему легче будет найти общий язык с одноклассниками и учителями.

«Стоит проговорить с ребенком правила поведения в школе, правила общения со взрослыми и сверстниками. Проиграть ситуации, которые могут возникнуть в школе, чтобы ребёнок был к ним готов. Ни в коем случае нельзя запугивать ребёнка школой и учителями, нельзя и ронять их авторитет. Даже если родители чем-то недовольны, не стоит это обсуждать при ребёнке»,

— уточняет педагог.

Важно выбрать школьные принадлежности вместе с ребенком — те, которые понравятся и будут удобны именно ему, а не родителям. Задача родителей в начальной школе —  контролировать ребёнка и его подготовку к занятиям.

За что ругают первоклассника?

По мнению педагогов, замечания, которые получают ученики младших классов — это, в основном, недоработки родителей. В первом-втором классе именно родители контролируют, взял ли ребёнок форму на физкультуру, сменку и другие принадлежности.

«Чтобы не ставить ребёнка в неловкое положение, родители тоже должны быть ответственными. Родителям необходимо организовать себя и постепенно приучать и детей. Как это сделать? Например, проговаривать вместе с ребёнком, что нужно взять с собой на завтра в школу или сказать, и напомнить ещё и утром, что ему необходимо сдать деньги на завтраки и так далее. Постепенно ребенок привыкнет и будет контролировать себя сам»,

— говорит психолог.

Тем ребятам, которые уже знают, что такое школа, необходимо помочь найти внутреннюю мотивацию, заинтересоваться учебой. Родителям рекомендуют напомнить детям о приятных моментах учебного года: встречах с друзьями, переменах, участии в школьных активностях.

Не только чтение и счёт

Формально, для поступления в школу ребёнку достаточно не иметь медицинских противопоказаний. Как правило, зачисляют детей от 6,5 до 8 лет, но по заявлению родителей в первый класс возьмут и тех, кто старше или младше.

«Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе. Умение читать и писать будет большим плюсом, но не обязательно для будущего первоклассника. Детей научат этому в первом классе. Вместе с тем понятие «готовности к школе» предполагает определённую степень зрелости всего организма и нервной системы к предстоящим повышенным умственным и физическим нагрузкам»,

— прокомментировали специалисты минобразования Ставропольского края.

По данным минобразования Ставрополья, готовность ребёнка к школе включает в себя физическую и психическую активность, эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки, самодисциплину, навыки планирования, поддержки гигиены и самообслуживания и предпосылки к учебной деятельности.

«Сегодняшняя школа требует гораздо большего от каждого ребёнка. Это связано со многими навыками, в том числе бытовыми. Ребёнок, придя в первый класс, должен ориентироваться во времени, обладать навыками коммуникации»,

— считает основатель и руководитель сети центров раннего развития, кандидат филологических наук, автор курса по подготовке детей к обучению в школе Анжела Мазаева.

Кандидат филологических наук Анжела Мазаева готовит детей к школе
Фото: Из личного архива Анжелы Мазаевой

Оптимальный возраст для начала подготовительных занятий — пять лет. Мозг пятилетки готов учиться чтению, письму, счёту, восприятию и переработке информации. Сформированы многие поведенческие навыки.

По мнению специалиста, важно подготовить ребёнка к обязанности выполнять домашнюю работу. Это необходимо сделать частью режима.

Первоклассник должен отвечать на простые вопросы: сколько ему лет, как его ФИО, как зовут родителей, в каком городе и на какой улице он живет.  У будущего первоклашки должна быть развита связная речь, чтобы он мог высказать свои мысли в 5-7 предложениях. Нужно уметь рассказать о своих питомцах, если они есть, о друзьях и любимых игрушках.Лучше всего развивают такие навыки занятия с ребёнком в игровой форме.

«Подготовительных занятий в садике должно хватить, при условии, что садик хороший, и с детьми занимаются. Если ребёнок не ходил в садик, родители могут подготовить его самостоятельно. Самое главное, чтобы у ребёнка был запас сведений о мире: какие бывают времена года, дни недели и т. д. Чем шире запас сведений, тем ребёнок, по сути, образованней. Словарный запас тоже при этом расширяется. Должна быть развита логика, чтобы ребёнок умел сформулировать вопрос, умел отвечать на вопросы, чтобы умел пересказывать. Всё это, в принципе, достигается в процессе общения с детьми»,

— считает психолог Марина Цараева.

Но мама, особенно если она работает, не может заменить штат профессиональных педагогов и психологов. Кроме того, не все дети ходят в детский сад. Центры-«развивашки» приходят на помощь занятым родителям, которые хотят, чтобы дошкольник был максимально разносторонним.

«Важно, чтобы та организация, куда попадет ребёнок, предоставляла услуги по всестороннему и гармоничному развитию детей. Чтобы педагоги, которые будут работать с ребёнком, учитывали его возрастные особенности, имели чёткое понимание, что такое готовность к школе, и в игровой форме могли развить необходимые навыки»,

— комментирует Анжела Мазаева.

Ранее сообщалось, что в Железноводске с начала года родилось 230 детей.

Авторы:Анна Березуцкая