пт, 29 март
02:41
+3 °С, ясно

«За себя и за того парня»: как нас учили писать диалоги в сценариях

30 мая 2019, 11:24Статьи
Фото:

Это честная история нашего корреспондента, которая на неделю стала участницей обучающей резиденции международного кинофестиваля «Герой и Время» в Железноводске. Как Дарья Куличенко из журналиста переквалифицировалась в начинающего режиссёра и как боролась с перфекционизмом, читайте в её монологе.

«Ты порой так долго думаешь над идеей, что появляется страх»
О первой сессии обучающей резиденции Международного кинофестиваля «Герой и Время» я рассказывала раньше в тексте «Нас было 20, и нас учили снимать кино». Тогда было много полезной теории о кинопроизводстве. Теперь же на нас обрушилась практика.
Я попала в лабораторию «Сценарная мастерская. Игровое кино». Её участники должны написать свой первый драфт (в переводе с английского — черновик, набросок — прим.ред.) сценария постановочного фильма и прописать диалоги персонажей. Все задания и советы направлены на то, чтобы научить нас это делать.
«Расскажите о своей идее друзьям»
Быть на кинофестивале в качестве участника и шаг за шагом двигаться к реализации своего проекта — ощущения непередаваемые. Правда, есть одно «но»: ты порой так долго думаешь над идеей, что появляется страх и непреодолимый ступор при переносе мысли на бумагу. Хотя, казалось бы, синопсис (краткое линейное изложение концепции сценария фильма — прим.ред.) уже проработан — бери и делай. Вообще на этой сессии я поняла, что перфекционизм мне очень мешает. Помогли справиться с этим наставники. 
В первые же дни нас заставили подробно расписать свой проект: просчитать количество персонажей, локации, что нужно для их оформления, подумать над тем, как будет сделан постпродакшн фильма, выяснить, где можно сэкономить, а на чём это сделать не получится. Это помогает составить бюджет фильма и понимать, что у тебя есть в распоряжении прямо сейчас. После этого нам надо было сделать презентацию и выступить перед кураторами всех лабораторий. Это тоже очень помогло. Сразу стали видны слабые точки проекта. 
Всем советую, если не знаете, с чего начать, расскажите о своей идее, например, друзьям или родным. Если у них это вызовет отклик, то, вероятно, и продюсеры отреагируют так же и дадут вам денег.
После этого мы приступили к более детальной работе над персонажами. Для начала наш куратор Мария Огнева дала задание подслушать диалоги незнакомых людей и попытаться их дописать. Это надо было сделать так, чтобы другие резиденты не поняли, где фразы настоящие, а где придуманные вами. Потом надо было прописывать слова для разных персонажей, у каждого из которых своя цель. Например, один хочет охмурить собеседника, а второй — украсть кошелёк. Это очень помогает размяться перед основной работой. Если никак не можете понять, как же должен говорить ваш герой, начните с этих простых упражнений.
«Лимон»
И вот настал день X. Мария дала нам задание придумать биографию основных персонажей и написать их монологи. Они могут и не войти в фильм, но тот, кто будет слушать или читать их, должен понять, где человек родился, какие у него жизненные цели, чем он мотивирован, как относится к окружающим и как взаимодействует с ними. Чтобы выполнить это задание пришлось многое изучить.
На резиденцию я приехала с проектом «Лимон». Это короткометражный фильм по воспоминаниям моей бабушки о том, как для неё закончилась Великая Отечественная война, что оставила после себя и как ребёнок, даже живущий не в оккупированном городе и рядом с мамой, может чувствовать себя одиноким и забытым. Чтобы история получилось максимально правдоподобной, я изучила, как тогда разговаривали люди, приехавшие в большой город из деревень, как говорили городские жители, какие были популярны имена в 1910-х и 1940-х годах. А потом начала сама «вживаться в роль», то есть в персонажей.
Для каждого из них придумала отдельную ситуацию и тему, о которой они будут говорить, чтобы раскрылись характеры. Каждое предложение проговаривала про себя, оттачивала каждое слово, представляя себя на месте героев. Со стороны, наверное, казалось, что я сошла с ума, потому что и плакала, и ругалась, и капризничала, как ребёнок. В итоге персонажи стали «живыми людьми».
После работы с монологами мы приступили к написанию первого драфт сценария — то есть первого варианта того, как должна выглядеть история. И тут у меня возникла проблема: оказалось, что в моём синопсисе, помимо сюжетных поворотных точек, больше ничего не сказано о том, как будет развиваться история. А для фильма действие — это самое важное! Поэтому пришлось разрабатывать поэпизодник: расписывать, что делают герои в каждой сцене, и прописывать их диалоги. Только после этого я начала «наращивать мясо», и история пошла: сама по себе начала развиваться, жить как будто своей жизнью и по своим внутренним законам.
«История точно будет закончена»
Вторая сессия закончилась. Теперь мы встретимся с нашим куратором только в ноябре. До этого времени мы можем ещё два раза переписать сценарий и отправить его на согласование. После этого история точно будет закончена, и надо будет искать деньги на реализацию и снимать.
Если вам интересно кино, и вы тоже хотите научиться писать сценарии, если вы давно вынашиваете какую-то мысль и никак не можете её оформить, то вот несколько советов. Во-первых, просто начните что-то делать. При проработке идеи вы сами увидите слабые точки. А во-вторых, найдите себе наставника. И, конечно, удачи! 
Напомним, Международный кинофестиваль «Герой и Время» проводится в Железноводске при поддержке правительства Ставропольского края и губернатора Владимира Владимирова. В рамках фестиваля работает обучающая резиденция для начинающих киноспециалистов, а в конкурсную программу вошли 2 полнометражных картин и ещё 12 «документалок».
Текст и фото: Дарья Куличенко