«За себя и за того парня»: как нас учили писать диалоги в сценариях

«За себя и за того парня»: как нас учили писать диалоги в сценариях

Это честная история нашего корреспондента, которая на неделю стала участницей обучающей резиденции международного кинофестиваля «Герой и Время» в Железноводске. Как Дарья Куличенко из журналиста переквалифицировалась в начинающего режиссёра и как боролась с перфекционизмом, читайте в её монологе.
«За себя и за того парня»: как нас учили писать диалоги в сценариях
«За себя и за того парня»: как нас учили писать диалоги в сценариях Фото: «За себя и за того парня»: как нас учили писать диалоги в сценариях
Это честная история нашего корреспондента, которая на неделю стала участницей обучающей резиденции международного кинофестиваля «Герой и Время» в Железноводске. Как Дарья Куличенко из журналиста переквалифицировалась в начинающего режиссёра и как боролась с перфекционизмом, читайте в её монологе.
«Ты порой так долго думаешь над идеей, что появляется страх»

О первой сессии обучающей резиденции Международного кинофестиваля «Герой и Время» я рассказывала раньше в тексте «Нас было 20, и нас учили снимать кино». Тогда было много полезной теории о кинопроизводстве. Теперь же на нас обрушилась практика.

Я попала в лабораторию «Сценарная мастерская. Игровое кино». Её участники должны написать свой первый драфт (в переводе с английского — черновик, набросок — прим.ред.) сценария постановочного фильма и прописать диалоги персонажей. Все задания и советы направлены на то, чтобы научить нас это делать.

«Расскажите о своей идее друзьям»

Быть на кинофестивале в качестве участника и шаг за шагом двигаться к реализации своего проекта — ощущения непередаваемые. Правда, есть одно «но»: ты порой так долго думаешь над идеей, что появляется страх и непреодолимый ступор при переносе мысли на бумагу. Хотя, казалось бы, синопсис (краткое линейное изложение концепции сценария фильма — прим.ред.) уже проработан — бери и делай. Вообще на этой сессии я поняла, что перфекционизм мне очень мешает. Помогли справиться с этим наставники. 

В первые же дни нас заставили подробно расписать свой проект: просчитать количество персонажей, локации, что нужно для их оформления, подумать над тем, как будет сделан постпродакшн фильма, выяснить, где можно сэкономить, а на чём это сделать не получится. Это помогает составить бюджет фильма и понимать, что у тебя есть в распоряжении прямо сейчас. После этого нам надо было сделать презентацию и выступить перед кураторами всех лабораторий. Это тоже очень помогло. Сразу стали видны слабые точки проекта. 

Всем советую, если не знаете, с чего начать, расскажите о своей идее, например, друзьям или родным. Если у них это вызовет отклик, то, вероятно, и продюсеры отреагируют так же и дадут вам денег.

После этого мы приступили к более детальной работе над персонажами. Для начала наш куратор Мария Огнева дала задание подслушать диалоги незнакомых людей и попытаться их дописать. Это надо было сделать так, чтобы другие резиденты не поняли, где фразы настоящие, а где придуманные вами. Потом надо было прописывать слова для разных персонажей, у каждого из которых своя цель. Например, один хочет охмурить собеседника, а второй — украсть кошелёк. Это очень помогает размяться перед основной работой. Если никак не можете понять, как же должен говорить ваш герой, начните с этих простых упражнений.


«Лимон»

И вот настал день X. Мария дала нам задание придумать биографию основных персонажей и написать их монологи. Они могут и не войти в фильм, но тот, кто будет слушать или читать их, должен понять, где человек родился, какие у него жизненные цели, чем он мотивирован, как относится к окружающим и как взаимодействует с ними. Чтобы выполнить это задание пришлось многое изучить.

На резиденцию я приехала с проектом «Лимон». Это короткометражный фильм по воспоминаниям моей бабушки о том, как для неё закончилась Великая Отечественная война, что оставила после себя и как ребёнок, даже живущий не в оккупированном городе и рядом с мамой, может чувствовать себя одиноким и забытым. Чтобы история получилось максимально правдоподобной, я изучила, как тогда разговаривали люди, приехавшие в большой город из деревень, как говорили городские жители, какие были популярны имена в 1910-х и 1940-х годах. А потом начала сама «вживаться в роль», то есть в персонажей.

Для каждого из них придумала отдельную ситуацию и тему, о которой они будут говорить, чтобы раскрылись характеры. Каждое предложение проговаривала про себя, оттачивала каждое слово, представляя себя на месте героев. Со стороны, наверное, казалось, что я сошла с ума, потому что и плакала, и ругалась, и капризничала, как ребёнок. В итоге персонажи стали «живыми людьми».

После работы с монологами мы приступили к написанию первого драфт сценария — то есть первого варианта того, как должна выглядеть история. И тут у меня возникла проблема: оказалось, что в моём синопсисе, помимо сюжетных поворотных точек, больше ничего не сказано о том, как будет развиваться история. А для фильма действие — это самое важное! Поэтому пришлось разрабатывать поэпизодник: расписывать, что делают герои в каждой сцене, и прописывать их диалоги. Только после этого я начала «наращивать мясо», и история пошла: сама по себе начала развиваться, жить как будто своей жизнью и по своим внутренним законам.

«История точно будет закончена»

Вторая сессия закончилась. Теперь мы встретимся с нашим куратором только в ноябре. До этого времени мы можем ещё два раза переписать сценарий и отправить его на согласование. После этого история точно будет закончена, и надо будет искать деньги на реализацию и снимать.

Если вам интересно кино, и вы тоже хотите научиться писать сценарии, если вы давно вынашиваете какую-то мысль и никак не можете её оформить, то вот несколько советов. Во-первых, просто начните что-то делать. При проработке идеи вы сами увидите слабые точки. А во-вторых, найдите себе наставника. И, конечно, удачи! 

Напомним, Международный кинофестиваль «Герой и Время» проводится в Железноводске при поддержке правительства Ставропольского края и губернатора Владимира Владимирова. В рамках фестиваля работает обучающая резиденция для начинающих киноспециалистов, а в конкурсную программу вошли 2 полнометражных картин и ещё 12 «документалок».

Текст и фото: Дарья Куличенко

Комментарии (0)

    Новости

    1563601909

    Саксофонист Игорь Бутман встретится с фанатами в Железноводске

    1563547033

    Железноводск присоединится к международному беговому флешмобу

    1563546813

    Железноводск посетят потомки Михаила Лермонтова из Шотландии

    1563434465

    На светомузыкальном фонтане в Железноводске установят кружки «бюветницы»

    1563376585

    Многокилометровую «конную трассу» проложат в Железноводске

    1563375074

    Железноводск получил 16 миллионов рублей на благоустройство дворов

    1563357699

    В Железноводске всем желающим предлагают бесплатно омолодиться

    1563269305

    Баттл на саксофонах провели музыканты Железноводска

    1563268935

    Участковый полицейский «расколол» безработного вора в Железноводске

    1563260954

    В Пушкинской галерее Железноводска выставят более двух тысяч уникальных экспонатов

    Наши авторы

    Светлана Наздрачёва

    Светлана Наздрачёва

    Ксения Смолянко

    Ксения Смолянко

    Даша Куличенко

    Даша Куличенко

    Диана  Кудрявцева

    Диана Кудрявцева

    Оксана Петренко

    Оксана Петренко