Сергей Пускепалис: Надо делать фильмы о том, что россияне хорошие

В мае в Железноводске пройдёт международный кинофестиваль «Герой и Время». Помимо традиционного показа фильмов и встреч с гостями, организаторы собрали в рамках фестиваля обучающую площадку: резиденцию.
Сергей Пускепалис: Надо делать фильмы о том, что россияне хорошие
Сергей Пускепалис: Надо делать фильмы о том, что россияне хорошие Фото: Сергей Корнев
В мае в Железноводске пройдёт международный кинофестиваль «Герой и Время». Помимо традиционного показа фильмов и встреч с гостями, организаторы собрали в рамках фестиваля обучающую площадку: резиденцию.
Отбор прошли 20 человек со всей страны. Первая сессия состоялась в марте 2019 года, следующие намечены на май и ноябрь. Как заявляют организаторы фестиваля, они ставят перед собой задачу вырастить новых кинематографистов. О будущем и настоящем российского кино, о цензуре и пропаганде, о самой резиденции и о том, можно ли заработать, снимая фильмы в России, мы поговорили с одним из инициаторов фестиваля Сергеем Пускепалисом.

— В чём отличие российского кино от зарубежного (США, Европа, Азия)?

— Всё-таки сейчас в полнометражных зарубежных фильмах делается упор на экшн, на зрелищность, грубо говоря. А вот российское кино… Оно больше тяготеет к осмыслению жизни, человеческого духа. В этом, наверно, и заключается отличие. Скорее всего, поэтому у нашего кино не очень хорошая прокатная история. Сейчас американские картины такого рода ушли практически все в серьёзные телесериалы, потому что за час-полтора хорошо рассказать о человеческой жизни трудно. Бывают, конечно, исключения, но всё же… Поэтому полнометражные ленты сейчас больше как развлечение. 

— Что представляет собой российское кино на данный момент? На каком этапе развития оно находится? 

— Я думаю, что сейчас оно в процессе осмысления конкуретности к западному кинематографу. Да, есть и западные экшены, которые пытаются совместить в себе какие-то человеческие моменты, от этого никуда мы не денемся. Также сейчас министерство культуры предоставляет хорошее финансирование российским кинолентам, помощь значительная оказывается. И учреждения киношколы, которые сейчас открываются, тоже делают важные вклад: создают кадры в этой сфере. Так что, мне кажется, что сейчас после 90-х годов, когда всё было отдано на откуп Голливуду, в стране постепенно приходит самосознание и ощущение необходимости создания национального кинематографа. Но это очень сложный и долгий процесс. 

— А когда изменилась эта ситуация и правительство начало финансировать кино?

— С приходом нового министра культуры Владимира Мединского и его команды. 

— Как оцениваете уровень финансирования, он достаточный? 

— Пока трудно говорить об очень эффективном результате, но это и вопрос не одного года. Конечно, интерес к данной теме, к сфере кинематографа, со стороны правительства я чувствую: и по работе фонда кино, и по наличию конкурсов от Минкульта России, которые они учреждают, и по количеству фильмов, которые снимают или пытаются снять на выделяемые средства. Хотелось бы, конечно, чтобы больше снималось картин, но я не романтик, не утопист в этом вопросе, и понимаю, что сколько сейчас могут себе позволить предоставлять средств, столько и дают. 


— Реально ли молодому режиссёру получить деньги от Минкульта, или дают только проверенным специалистам? Что для этого надо сделать?

— Получить средства реально. Для этого надо написать очень хороший сценарий, составить хорошую заявку и отстоять этот проект. А уже решать, предоставят вам деньги или нет, будет совет того фонда, куда вы обращаетесь. Каждый раз это удача, лотерея своеобразная, многое зависит от состава жюри. Но чтобы вас пропустили — то, что вы предлагаете, в первую очередь должно быть содержательно, интересно, должен быть готов сценарий, приблизительные договорённости с актёрами тоже должны быть. Это нужно, чтобы жюри понимало, что всё серьёзно, потому что любая смета на фильм начинается от 600 тысяч долларов и может доходить до одного миллиона. Поэтому гарантии какие-то должны быть, что деньги не пропадут.

— Какого героя сейчас не хватает российскому кино?

— Как раз этой теме будет посвящён фестиваль «Герой и Время», который пройдёт в Железноводске в мае этого года. Там мы попытаемся ответить на этот вопрос. Но так сразу сформулировать ответ невозможно. Если бы я его сформулировал, я был бы гением. 

— Какое будущее у российских кинофестивалей? Нужны ли независимые кинофестивали?

— Я не знаю, что такое независимые кинофестивали. Не видел ещё такого нигде, все от чего-то зависят. А кинофестивали обязательно нужны, потому что это не театральный фестиваль, где нужно обязательно вести труппу, огромное количество людей. Кинофестивали гораздо мобильней. Они удобнее в своём регламенте. Можно больше посмотреть. Сейчас в стране очень много кинофестивалей. В каждой области, практически в каждом крае есть один-два кинофестиваля. Каждый из них по-своему отражает культурную жизнь и интересы региона. 

— Что лучше: снять фильм и отправить его на кинофестивали, а потом показывать в кинотеатрах, или сразу нести в кинотеатры? Что прибыльнее?

— У каждого произведения своя дорога к успеху. Но вообще ситуация с кинопрокатом российского кино пока достаточно вялая. Что бы заработать на кино, необходимо много рекламы и много копий фильма, которые предоставляются в кинотеатры. Каждая копия стоит определённое количество денег. Поэтому иногда рекламная кампания должна превосходить своими финансовыми объёмами в разы стоимость картины. Но это уже вопросы дистрибуции. Основной принцип такой: «Снял хорошее кино, прорекламировал, сделал много копий — заработал». Другой системы нет.

— Что сделать, чтобы российская киноиндустрия приносила деньги? нужен ли закон о 30-50 процентах кино в российских кинотеатрах?

— Я отношусь к этому симпатией, потому что кинорынок сейчас захвачен и конкурировать с этой системой мы не можем никак, кроме как при помощи административного ресурса. Конечно, это надо регулировать.

— Будущее за интернетом или кинотеатрами? Кинотеатры исчезнут в ближайшее время?

— Не думаю. Просто будет меняться их архитектура. Они, наверно, будут делиться на какое-то очень удобное просмотровое пространство, но работать не перестанут. Всё равно, когда люди вместе смотрят фильм — это гораздо интереснее, чем если сидеть одному дома. 


— А современные сериалы не перекроют интерес к фильмам?

— Фильмы просто будут со временем носить другой сюжетный и событийный ряд. Может, будут делиться на серии и выходить постепенно. Такое уже сейчас есть, например, фильм «Гоголь». Либо буду делать сериалы, а потом снимать полнометражные ленты.

— Считаете ли вы, что театр сейчас больше интересен молодёжи, чем фильмы, которые снимаются российскими режиссерами?

— Нет, не считаю. Надо всегда смотреть на количество просмотров российских фильмов в YouTube, например. Там большое количество просмотров, а этой площадкой в основном пользуется молодёжь. В Москве, конечно, театр очень интересен молодым людям, но и фильмы российские им тоже интересны.

— Вы считаете, пропаганда и цензура допустимы в искусстве? Как лично вы трактуете понятия «пропаганда» и «цензура»? 

— Я считаю, что без пропаганды и цензуры вообще ничего невозможно. Тут другое дело, каких областей они касается. В первую очередь, важна внутренняя цензура, потом — цезура как в медицине, ведь одно лекарство может помочь взрослому, но убить ребёнка. Так же и произведения искусства тоже надо цензурировать. Это я говорю о введённом возрастном ограничении: 16+, 18+. А пропаганда всегда, в любом произведении присутствует. Это пропаганда хорошего или плохого, пропаганда личных проблем, пропаганда добра или зла. Так что я не отделяю эти два понятия от любого произведения искусства. 

— А политическая пропаганда или политическая цензура тоже должны быть? 

— Мы находимся сейчас в очень сепарированном мире, где на решение своих политических проблем делается огромный упор. Зная, сколько сейчас выделяют Голливуду, чтобы создавать образ врага в лице Российской Федерации, просто зная это не понаслышке, имея в руках сценарии, по которым снимают про нас фильмы, я понимаю, что мы вынуждены тоже что-то корректировать.


— Нам тоже надо делать фильмы, что американцы враги?

— Ни в коем случае. Нам просто надо делать фильмы, что мы (россияне — прим. «Победа26») хорошие. 

— А как относиться к американцам?

— С огромным уважением, с почитанием. У нас должно быть другое оружие. Это они нас кошмарят, а мы должны понимать, что это хорошие люди, такие же, как и мы. 

— Что для вас включает в себя понятие «внутренняя цензура»? 

— Оно включает для меня только одно: чтобы хорошим людям вокруг меня было хорошо. 

— Почему фестиваль решили проводить в Железноводске? 

— Во-первых, это обусловлено его комфортным расположением в курортном месте, здесь красиво. Вся эта территория как будто создана для некоего праздника, и не только телесного здоровья, но и культурного. Здесь многие деятели культуры и XIX и XX века это находили. 

— Что рассчитываете получить от работы резиденции? 

— В лице ребят, которые здесь обучаются, мы планируем получить партнёров. Планируем, что они потом будут работать на разных площадках, но хотелось бы, чтобы в душе сохранили чувство симпатии к родному краю. По сути это наши будущие помощники. Потом они будут выходить со своими проектами на другие структуры, серьёзные, финансовые, получив здесь старт и заряд, художественный и культурный.


Текст: Дарья Куличенко
Фото: Сергей Корнев, Егор Максимов










Комментарии (0)

    Новости

    1555824069

    В Железноводске зрелищными поединками открыли сезон боёв без правил

    1555757982

    На Ставрополье разработали проект велотерренкура

    1555687606

    На кинофестивале «Герой и Время» в Железноводске выступит Сергей Безруков

    1555685801

    Преподаватель истории из Железноводска стала «Учителем года» краевого масштаба

    1555684663

    Стройжилнадзор обязал железноводскую управляйку привести в порядок дом

    1555682150

    В Железноводске на донорской акции собрали 31 литр крови

    1555674446

    Ловкая мошенница "кинула" 83-летнюю ставропольчанку с помощью фальшивых купюр

    1555663323

    Дорожники обновляют зебры на улицах Железноводска

    1555561617

    В Железноводске актриса Алика Смехова исполнит старинные цыганские романсы

    1555521413

    Железноводск получит 400 миллионов рублей на развитие из бюджета края

    Наши авторы

    Даша Куличенко

    Даша Куличенко

    Диана  Кудрявцева

    Диана Кудрявцева

    Оксана Петренко

    Оксана Петренко

    Алексей Прус

    Алексей Прус

    Дмитрий Князев

    Дмитрий Князев