пт, 29 март
18:41
+16 °С, ясно

Нас было 20, и нас учили снимать кино

28 марта 2019, 14:46Статьи
Фото:

Я уже очень долго работаю журналистом, и, как у практически каждого человека, у меня есть «Мечта», не связанная с работой. В моём случае это снимать кино. Недавно я решила, что самое лучшее, что можно сделать с мечтой, — воплотить её. Поэтому в начале марта зарегистрировалась на обучающую программу международного кинофестиваля «Герой и Время» в Железноводске.

Представляете, какова была моя радость, когда мне ответили и подтвердили, что я прошла? Наверно, нет. Полностью понять и прочувствовать это можно, только постоянно мониторя всевозможные конкурсы, мастер-классы, обучения в мастерских и зная, что это почти всегда всё платно и иногда даже без обратной связи от преподавателей. В этом же случае лично меня подкупило следующее. Программа состоит из трёх сессий, каждая по продолжительности почти по полторы недели. В промежутках между сессиями преподаватели, которые с вами занимаются в ваших лабораториях, дают задания, которые необходимо выполнять. По итогу всех трёх сессий каждая лаборатория сдаёт готовую работу. Лабораторий три: «Режиссура. Документальное кино» — преподаватель Татьяна Соболева, «Сценарное мастерство. Игровое кино» — Мария Огнева, «Кинокритика» — Алина Рослякова. Ну и, конечно же, всё за счёт организаторов: питание, проживание, проезд. То есть вам не надо платить своих денег, если вы соблюдаете условия договора. А ещё вы получаете возможность приобрести личные контакты и пообщаться с людьми, которые прямо сейчас находятся в киноиндустрии, работают, что-то создают, снимают, продвигают проекты, участвуют в кинофестивалях, получить обратную реакцию на свои идеи, детально их разобрать и найти слабые и сильные стороны.  
По итогу на обучение нас собралось 20 человек со всей страны: Карачаево-Черкесия, Пятигорск, Дагестан, Ставрополь, Южная Осетия, Северодвинск, Новосибирск, Якутия, Санкт-Петербург. Сложно даже передать, насколько мы все разные, начиная от профессий и заканчивая вероисповеданиями. Тут и документалисты, и аниматоры, и любители боевиков, и журналисты, в том числе студенты, и школьные учителя, и даже один хоррор-писатель. Но бывает такое, что, несмотря на все различия, вы находите с людьми общий язык буквально сразу же. Когда ты находишь своих единомышленников, когда абсолютно комфортно чувствуешь себя, обсуждая любые идеи, — это, пожалуй, лучшее, что может случиться. Да, пусть они живут в других городах и разбросаны по стране. Сейчас расстояния уже не имеют значения. Зато в твоей команде появляется ещё один или два человека, которые также увлечены тем, что для окружающих не всегда интересно и понятно. И я сейчас не о самом кино, а о процессе его создания. Это абсолютно разные вещи. 
 
Самое главное, что я поняла на этой резиденции. Если у тебя есть идея фильма, которую можно реализовать своими силами, пусть это не будет шедевр, — реализуй её. С этой работой потом можно принимать участие в питчингах (презентациях своих проектов), приходить к продюсерам и инвесторам и говорить: «Вот что я сделал за 100 рублей. Дайте мне, пожалуйста, 10 миллионов, и я вам сниму такооое!..». Если ваш фильм, на ваш взгляд, не получился, его можно переснять. Но сейчас, так как вы лицо в киноиндустрии совсем новое, то принести готовую работу и показать мир, который существует в вашей голове, — это лучший способ заявить о себе. Даже если всё получилось не так, как вы себе это представляли, — ничего страшного. Учитывайте, что хорошие фильмы снимаются за очень большие деньги, а не за 100 рублей.  
Помимо этого, чтобы сделать кино, нужна команда. Как рассказала один из наших кураторов Лика Алексеева, она любит снимать фильмы небольшими съёмочными группами по 17–20 человек. И это они говорила про работы, в которых в основном действуют два-три персонажа. Так что обязательно кооперируйтесь с кем-то, у кого так же горят глаза при слове «кино». Желательно собрать полный набор: режиссёр, сценарист, оператор-постановщик, звукорежиссёр, композитор, гримёр, осветитель, костюмер, режиссёр монтажа, цветокорректор, профессиональные актёры или очень харизматичные люди, которые могут хорошо отыграть, помощники режиссёра, каскадёры, если они нужны, и обязательно продюсер. Конечно, в регионах, в небольших провинциальных городах сложно собрать всех. Часто бывает так, что один человек выполняет сразу две или три функции, а кого-то приходится нанимать или договариваться поработать на энтузиазме. И это нормально. Особенно для «любительского» кино. Подобные схемы работают даже в большой индустрии, если вы ограничены в бюджетах. 
Важно понимать, что кино — это не только движущаяся или статичная картинка, даже если вы её соедините с музыкой. Это обязательно и звуковое оформление — шумовое озвучание, и цвет, и геометрия кадра, и игра актёров, и свет, и, конечно же, идея. Если у вас всё это готово, то делайте проект, ищите контакты (их часто можно найти в интернете, в социальных сетях), грамотно оформляйте свои работы и отправляйте (продюсерам, если хотите, чтобы они помогли найти денег, режиссёрам или сценаристам, если хотите получить обратную реакцию). Вероятнее всего, никто не напишет вам на следующий же день и не скажет, что вы молодец, потому что отбор идей — это дело вкуса, в основном продюсера. Но это не значит, что надо опускать руки и переставать работать над собой и своими идеями. Или значит. Решать только вам.  
Лично я пошла работать над своим сценарием.  
Дарья Куличенко 
Фото: Сергей Корнев, Егор Максимов, Юлия Майбога